Volume: 9, Issue: 1

15/05/2017

Организация самостоятельной работы учащихся в уголке живой природы
Бродовская, З.В. [about] , Бабичева Н.Н. [about]

АННОТАЦИЯ: В статье обоснована необходимость организации самостоятельной работы в уголках живой природы в начальных классах. На основе имеющейся литературы  и собственных наблюдений названы основные требования, которые предъявляются к содержанию и оснащению уголков живой природы. Раскрыты условия и механизмы воспитания у младших школьников основ экологической культуры личности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: уголок живой природы, наблюдение, учебная исследовательская деятельность.


Для успешного формирования у детей 6-10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём необходимо как можно теснее и органичнее связывать преподавание окружающего мира в классе с изучением объектов и явлений в живой природе. Для глубокого, а не формального усвоения природоведческих понятий, важно постепенное накопление знаний о живой природе на протяжении всего времени изучения курса «Окружающий мир».

Общение с живой природой чаще всего носит случайный, эпизодический характер, что не позволяет последовательно в системе вести наблюдения за явлениями живой природы. А если и на уроке используются живые натуральные объекты, то далеко не всегда они служат таким целям, как обучение умению наблюдать, делать сравнения, раскрывать причинно-следственные связи между явлениями и др.

Курс «Окружающий мир» таит в себе большие возможности для решения таких задач, как воспитание любви к Родине и к родной природе, а также бережное отношение к ней и ее богатствам, формирование трудолюбия, эстетических взглядов и т. п.   Для успешного осуществления этих задач опытные учителя развивают у учащихся непосредственный интерес к изучению родной природы, показывают им непрочность природных связей, и последствия того, как один неверный и недобрый шаг человека может погубить природу. Иными словами, только на основе знаний и умений можно убедить школьников в необходимости заботливого отношения к богатствам природы.

Живые уголки в классе

В настоящее время появилась серьезная необходимость вернуться к практике прошлых лет в создании уголков живой природы. Вызвано это тем, что значительно ограничен и регламентирован сбор живых объектов для создания гербариев, коллекций и других наглядных пособий.  Особенно велико значение уголка живой природы в городах, где у детей гораздо меньше возможностей для общения с природой. Уголок живой природы – это не только место хранения живых растений и животных, но и место проведения внеурочных и внеклассных занятий; это также средство продолжения образования детей: организуются наблюдения и опытная работа, у школьников развиваются трудовые навыки, воспитывается гуманное отношение к животным и растениям. Приучать детей работать в уголке живой природы следует с 1 класса [3].

Уголок живой природы может быть в кабинете естествознания и являться его составной частью. Однако, лучше всего, если школа располагает отдельной комнатой для его размещения.  Это может быть общешкольный уголок для детей младших и старших классов. Здесь работа может проходить с растениями или животными по классам и группам в зависимости от интересов учащихся [4].

Комната для уголка живой природы должна быть хорошо освещена, отвечать нормам и требованиям для содержания животных и выращивания растений. В уголке живой природы следует поддерживать постоянную температуру: это является оптимальным условием для роста растений и содержания животных.

Содержание уголка живой природы

Растения уголка живой природы подбираются в соответствии с учебной программой. Наибольшее многообразие представляют комнатные растения, их следует подбирать так, чтобы на их примере можно было познакомить учащихся с внешним строением органов растения, способами размножения и проводить разнообразную практическую работу по выращиванию. Наиболее распространенными являются следующие комнатные растения: аспидистра, аспарагус, алоэ, араукария, бегония, бальзамин, камнеломка, колеус, различные виды кактусов, кипарис, монстера, пеларгония, папоротники, сансевьера, традесканция, узамбарская фиалка, фикус, фуксия. Каждое растение должно иметь этикетку, на которую записывают его название, место происхождения и время посадки.

В уголке живой природы могут содержаться гидры, моллюски, дафнии, циклопы, плавунцы, личинки плавунцов, стрекоз, поденок. Из насекомых – шелкопряды, бабочка-капустница, божья коровка и др. Из позвоночных – рыбы, земноводные (лягушки, тритоны), пресмыкающиеся (ящерицы, черепахи), птицы и мелкие млекопитающие. Аквариумных рыб необходимо подбирать с учётом особенностей уголка живой природы, размеров аквариума; для содержания в аквариуме используют холодноводных рыб – карася, красноперку, вьюна, гамбузию, гуппи и тепловодных – меченосца, макропода, гурами и др. Из класса пресмыкающихся в школе содержатся черепахи. Для уголка живой природы можно приобрести среднеазиатскую черепаху. Содержание черепахи для начальных классов не представляет трудностей. Местом для обитания черепахи является террариум или даже ящик. Ставить его лучше на деревянную подставку или какое-либо возвышение ближе к батарее.

Для содержания птиц в уголке живой природы необходимо создать определенные условия, так как птицы в отличие от земноводных и пресмыкающихся более требовательны к условиям жизни. Птицы более подвижны, у них активный обмен веществ, они совсем не переносят голодание, поэтому их надо часто кормить. Прежде чем закупить птиц для уголка живой природы, необходимо соответственно подготовиться. Из многочисленного количества певчих птиц, которые могут содержаться в неволе, для школы рекомендуются следующие: чечетки, щеглы, чижи, попугаи, канарейки. Птицы изучаются во всех УМК  начальных классов, поэтому необходимо научить школьников проводить работу по уходу и наблюдению за птицами.

Наконец, в уголке живой природы содержат ограниченное количество млекопитающих. Свободно переносят неволю белки, хомяки, ежи, а также белые мыши и морские свинки. Содержание животных в уголке живой природы требует соблюдения санитарно-гигиенических правил, поэтому нельзя приносить в школу случайных животных.

Разнообразие деятельности в уголках живой природы

Используя  рекомендации Н.Ф. Виноградовой [5], можно заключить, что уголки живой природы позволяют школьникам осуществлять разнообразные виды деятельности:

  • принимать участие в устройстве жилищ для животных (для сезонного и постоянного их пребывания): аквариума, террариума, инсектария;
  • организовывать постоянный уход за животными: кормить, поить, чистить жилище; менять воду в аквариуме, растения в террариуме и инсектарии;
  • ухаживать за растениями: поливать, опрыскивать, окучивать, размножать разными способами;
  • проводить опытную работу по выращиванию растений;
  • участвовать в небольших экспериментах по дрессировке животных: приучать рыб по звонку подплывать к кормушке, брать пищу из рук (белка, хомяк, птицы), реагировать на кличку и т.п.;
  • выращивать растения для кормления животных (овес, травку);
  • заполнять дневники (таблицы, календари) наблюдений за растениями и животными; оформлять выставки рисунков [5].

Наши наблюдения и исследовательская работа позволяют рекомендовать следующую последовательность формирования у детей умений ухаживать за растениями и животными:

  1. Учитель проводит всю работу сам, по ходу объясняет последовательность и целесообразность всех действий. Дети наблюдают.
  2. Педагог прибегает к небольшой помощи школьников, основную работу выполняет сам.
  3. Учащиеся трудятся самостоятельно под контролем учителя, который помогает советом или оказывает непосредственную помощь.
  4. Дети выполняют всю работу самостоятельно.

Особое внимание учитель уделяет ознакомлению учащихся с правилами ухода за животными и растениями, воспитанию у них бережного отношения к обитателям живого уголка и осознанию того, что без помощи человека они погибнут [5].

Дети должны усвоить и другие правила: всю работу необходимо производить так, чтобы не причинить вред животному; клетка с животным не должна оставаться открытой без присмотра длительное время, иначе животное убежит; все оборудование следует мыть и убирать на место.

Работа уголка живой природы должна быть подчинена учебным целям и связана с материалом изучаемой программы. Она углубит и расширит сведения, излагаемые на теоретических занятиях. В процессе этой работы учащиеся приобретают практические умения и навыки по содержанию и кормлению животных, по уходу за ними, учатся вести наблюдения, ставить простые опыты и проводить исследования.

Прежде чем приступить к опытнической и исследовательской работе с животными, необходимо научиться содержать их, а для этого требуются тщательные наблюдения за ними. Наблюдение – это вид деятельности, связанный с преднамеренным целенаправленным восприятием предметов и явлений внешнего мира. Следовательно, наблюдения – это начальная стадия опытнической и исследовательской работы, которая  предполагает исследовательскую деятельность. Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся,  по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей. Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.

Первая задача учителя – организовать такие педагогические условия, которые способствовали бы развитию у учеников самостоятельности мышления и творческого подхода к делу.

Раскрывая содержание организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе как способа реализации требований ФГОС, следует особо выделить следующие идеи: проектно-исследовательская деятельность формирует ключевые компетентности учащихся; является путём познания, способом организации процесса познания, средством формирования аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации. Это неотъемлемая часть требований ФГОС к умениям и навыкам, позволяющим собственными усилиями ученика изменить реальность, выполняя все шаги алгоритма проектной деятельности. Проектно-исследовательская деятельность является способом достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся, предусмотренных ФГОС [9].

Характер самостоятельных наблюдений и исследований может быть различным.  Одни из них должны предшествовать занятиям – накапливать материал для последующих занятий, другие –  проводиться во время занятий, третьи – дополнять и расширять знания, полученные на теоретическом занятии [1].

Варианты творческих заданий в уголках живой природы

При особом интересе детей к природе и опытной работе можно предложить интересную деятельность по выращиванию экзотических растений. Например, в условиях теплички можно вырастить из семян кофейное дерево, лимон, каштан. Для озеленения класса и школы, а также составления букетиков в подарок женщинам на 8 Марта можно попробовать выгонку луковичных растений: гиацинтов, нарциссов, тюльпанов, а также выращивание из семян цветущих бобов, настурции. Интересна работа по выращиванию гортензий с разной окраской цветков. Это достигается при поливе растения водой с добавлением марганцовки, зеленки. В условиях классного уголка природы можно вырастить зелень лука, петрушки, укропа, сельдерея и даже, при желании, комнатные помидоры и огурцы [8].

Предлагаемые наблюдения, опыты и исследования не требуют применения какой-либо сложной аппаратуры. Необходимые пояснения и рекомендации даются по ходу работы.

Заключение

Из сказанного понятно, что в процессе работы по той или иной теме обучающиеся будут ухаживать за животными, кормить их, наблюдать за их поведением и т.д.  Затем результаты наблюдений учащиеся оформляют в виде коллекций таблиц, фотографий, письменных отчетов, дневников, электронных презентаций [2] или устных сообщений. Все названные виды деятельности, а особенно самостоятельные наблюдения и исследования обучающихся, будут способствовать сознательному и успешному усвоению основ экологии, выработке практических навыков, а также заложат прочный фундамент экологического мировоззрения, а значит, подтверждают важность  и актуальность возврата к практике организации самостоятельной работы в уголках живой природы.


Список литературы

  1. Антропова Р.М. Инфокоммуникация как фактор  профессиональной социализации будущего учителя // Сибирский педагогический журнал. – 2004. - № 2. – С 171-174
  2. Антропова Р.М. Структура свободного времени студента-педагога // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства: Материалы научно-исследовательской конференции ( г. Новосибирск, 12-13 апреля 2017 г.)  под ред. Г.С. Чесноковой, Е.В. Ушаковой, И.А. Федорченко; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2017. – 237 с. – С.3-5.
  3. Бродовская З.В. Развитие исследовательских умений младших школьников при ознакомлении с природой //Проблемы и перспективы подготовки педагогов начального образования: коллективная монография / под ред. В.Г. Храпченкова; Изд-во НГПУ, 2014.- С.112-123.
  4. Бродовская З.В. Экологические игры и загадки: методическое пособие для учителей начальных классов, руководителей экологических кружков, студентов факультета начальных классов - Изд-во НИПКиПРО, 2012.-80с.
  5. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1–4 классы [Текст]/ Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2005. — 240 с.: ил. — (Начальная школа XXI века).
  6. Кроликова, Ю. В.  Исследовательская деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс]. URL: http://aneks.spb.ru/index.php/publikacii/82-preschool-projects/267-l-r (дата обращения: 18.10.2016).
  7. Петросова Р.А., Голов В.П., Сивоглазов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе [Текст]/ Р.А. Петросова, В.П. Голов, В.И. Сивоглазов . – М.: Издательский центр «Академия»,2000. – 176с.
  8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / [сост. Е.С.Савинов].—2‑е изд., перераб. (Стандарты второго поколения). — М.: Просвещение, 2010. — 204 с
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.  [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn- 1 (дата обращения: 18.10.2016).

Home | Copyright © 2017, Russian-American Education Forum