Volume: 9, Issue: 1

15/05/2017

«Педагогика гуманистического нравственного воспитания» Марка Сильвермана: обзор книги
Цырлина Т.В. [about]

Мне очень приятно и одновременно лестно познакомить читателей с новой книгой израильского профессора Марка Сильвермана, посвященной философским и педагогическим идеям выдающегося польского педагога и гуманиста Януша Корчака. Дело в том, что одна из первых статей о Корчаке, опубликованных в нашем журнале (2013), также была написала Сильверманом и вызвала множество откликов и интересных комментариев. Если пропустили в то время, читайте по ссылке: Дорога к нравственному воспитанию Януша Корчака (http://www.rus-ameeduforum.com/content/ru/?task=art&article=1000977&iid=16).

Любой ученый, который когда-либо брался за амбициозный проект по написанию книги, знает, как это утомительно и сколько времени и сил отбирает. Вот почему, когда проект закончен и рукопись выходит в свет, автор обычно ощущает радость и облегчение. Однако в отношении данной книги это не только повод отпраздновать окончание проекта в принципе, но и возможность поздравить себя с подлинным успехом. Лучше всего это сформулировал в своей рецензии известный канадский философ Дуайт Бойд: «Для каждого, кто верит в необходимость уважать детей и обеспечивать условия для их подлинного нравственного воспитания в школах, эта книга обязательна для прочтения. Сильверману удалось не только представить основную суть идей Корчака, но и виртуозно объяснить их понятным и доступным языком» ((http://www.palgrave.com/us/book/9781137560674#reviews).

В силу особенностей жанра рецензии и ограничений публикации в онлайн журнале мне не удастся познакомить читателя со всеми замечательными идеями этой книжки и не получится осуществить ее полномасштабный анализ. Однако,  я все же постараюсь выделить отдельные, наиболее значительные утверждения и выводы.

Начнем с позиции Сильвермана в отношении корчаковского гуманизма и его истоков. Во второй главе автор подробно объясняет причины, по которым ни поляки, ни евреи не могут претендовать на полное «владение» Корчаком и доказывает, что его радикальный гуманизм является продуктом гибридной природы корчаковской культурной идентичности. В конце главы опубликованы отдельные материалы, позволяющие лучше понять суть вопроса, написанные как биографами Корчака, например, Бетти Лифтон, так и самим Корчаком. Здесь читатель найдет редкую публикацию корчаковской Curriculum Vitae и заново отредактированный перевод трех коротких рассказов, связанных с проблемами антисемитизма.

Еще более интересные материалы для чтения помещены в конце третьей главы. Могу сказать, что в свое время чтение книжки «Наедине с Господом Богом: Молитвы тех, кто не молится» (1994) в замечательном переводе на русский язык известной российской исследовательницы Корчака Ольги Медведевой, навсегда изменило и преобразило мой внутренний мир. В данном случае Сильверман впервые публикует перевод этой работы на английский язык с ее польского оригинала.

Все названные и ряд других первоисточников, логически вплетенных в ткань повествования, позволяют глубже осмыслить культурный контекст происходивших в то время событий, которые, несомненно, повлияли на становление Корчака как глубокого мыслителя, способствовали формированию его гуманистической концепции и философии жизни. 

Еще одной важной составляющей книги является обращение к двойственной национальной идентичности Корчака и ее влиянии на понимание им фундаментальных моральных ценностей и принципов жизни.  Коротко и четко Сильверман подводит итог этой части исследования в следующем утверждении: «Приверженность Корчака демократии и демократическому социализму всегда перевешивала его польский патриотизм и национализм». Иными словами, в книге представлена всеобъемлющая природа идей Корчака, для которого «универсальные, эгалитарные параметры человечности доминировали над узкорационалистическими или этническими интересами»  (Silverman, 2017, Kindle Locations 3593-3596).  

Наряду с названными идеями, в книге также представлены результаты  глубокого анализа возможностей использования идей Корчака в современном религиозном, нравственном и гражданском воспитании. Как сказано в работе: «Главной отличительной чертой гуманизма Корчака является его уважение ко всем и всему – людям, животным и даже к неживым предметам. Корчаковское понимание  гуманизма определяло его способность принимать и уважать реальных людей со всеми их особенностями, умственными и физическими, и не ограничиваться лишь теми, кого действительно легко полюбить» (Silverman, 2017, Kindle Locations 3588-3590).

Работа Сильвермана – практически первая англоязычная книга, где Корчак охарактеризован как прогрессивный философ-этик, идеи которого не только пережили своего создателя, но сохранят свое значение еще на много лет вперед. Как известно, термин «нравственное воспитание» имеет много разных и часто противоречивых толкований, и только благодаря тщательному и детальному исследованию, проведенному Сильверманом,  читатель получает реальную возможность понять, как богатая практическая деятельность Корчака была положена в основу его теории нравственного воспитания. Автору удалось погрузиться в глубины корчаковской мысли и показать не только логическое неприятие Корчаком сухих теоретических конструкций своего времени, но и раскрыть ряд значительных идей, использование которых обогатит и современную теорию и практику воспитания.

Объективно представлены  место и значение, которое занимают идеи Корчака в общем ряду основанных на практике теорий воспитания, таких, например, как прагматизм Джон Дьюи. Практические подходы Корчака подверглись тщательному анализу и интерпретации с точки зрения как рефлективных ориентированных на поиск справедливости подходов типа «справедливых сообществ» Лоуренса Кольберга, так и концепций воспитания, сфокусированных на заботу (Кэрол Джиллигэн и Нэл Ноддингс). Автор убедительно доказывает, что Корчак сумел достичь подлинного равновесия между этим двумя, часто взаимоисключающими подходами.

Однажды Корчак написал слова, которые в полной мере можно отнести и к его собственной судьбе: «Жизни великих людей подобны легендам – они трудны, но и красивы одновременно». Вот почему я всем сердцем поддерживаю идею Сильвермана о том, что «…жизнь и практическую деятельность Корчака нужно изучать как пример подлинной гуманности, как демонстрацию торжества сущности гуманистического принципа, который состоит в нашем служении и отдаче себя другим, нежели принятии благ от них» (Silverman, 2017, Kindle Locations 3602-3604).

Теперь подумайте, насколько все сказанное выше созвучно Вашим собственным жизненным установкам? А может быть прочитав сказанное, Вам захочется больше узнать о том, как стать поистине заботливым и преданным педагогом, учителем, родителем, социальным работником и т.п.? Тогда найдите эту книгу и  прочитайте ее! Обещаю, разочарований не будет.


Литература

  1. Корчак, Я. (1994). Наедине с Господом Богом. Молитвы тех, кто не молится. Перевод и послесловие Ольги Медведевой.Москва: Российское общество Януша Корчака.
  2. Silverman, M. (2017). A Pedagogy of Humanist Moral Education: The educational thought of Janusz Korczak, New York:  Palgrave Macmillan US. Kindle Edition.

 

 

Home | Copyright © 2017, Russian-American Education Forum