Volume: 9, Issue: 3

27/12/2017

Музыкальный гараж (Фонд д-ра Жюльена): анализ работы и оценка качества
Пише, Анн-Мари [about]

Ключевые слова: коллективная музыкальная практика, учение, воспитание, преподавание, участие.

Аннотация: В 2009 г. в районе Ошлага-Мэзоннев (Hochelaga-Maisonneuve) начался проект Музыкальный гараж (Garage à Musique) – уникальная программа участия детей и подростков в молодежных оркестрах. Настоящая статья знакомит читателя с процессом и отдельными результатами широкого внедрения этого проекта, включая мнения его участников и организаторов относительно активности в проекте детей и их родителей. Также представлены мнения о ходе реализации проекта, всех проведенных мероприятиях и произошедших изменениях.


Начавшийся в 2009 г. в качестве пилотного проект Музыкальный гараж для молодежи (МГМ) является первой специализированной инициативой Центра сети услуг социальной педиатрии, основанного Хеленой (Сиуи) Трудел (Hélène (Sioui) Trudel), ведущим юридическим советником и генеральным директором Фонда д-ра Жюльена. Проект реализуется в районе Ошлага-Мэзоннев г. Монреаля; район, помимо других проблем, известен самым высоким показателем детей, не готовых к поступлению в школу (свыше 42,3%; EQDM, 20123).

Этот уникальный комплекс профилактических мер предлагает ориентироваться на три главные цели или ключевые сферы поддержки неблагополучных несовершеннолетних детей и подростков (в возрасте от рождения до 17 лет) в духе неукоснительного соблюдения принципов Конвенции о правах ребенка как целостного документа посредством:

  1. бесплатного музыкального образования, основанного на идеях коллективной педагогики;
  2. предоставления индивидуализированной и адаптированной образовательной поддержки в Центре обеспечения доступа к школьному образованию (Centre Accès Scolaire, CAS);
  3. организации обследования, ориентации и дополнительной помощи силами междисциплинарной командой специалистов в социально-педиатрической клинике.

С целью проведения  оценочного исследования свыше 700 детей и подростков приняли участие в проекте в течение, как минимум, трех месяцев его работы, при этом лишь половина детей получала помощь и поддержку в рамках услуг социальной педиатрии.

«Гараж» является интегративным и междисциплинарным комплексом действий в духе реализации принципов социальной педиатрии д-ра Жюльена (объединяющим медицину, право и социальную работу) в совокупности с коллективными занятиями музыкой и деятельностью Центра доступа к школьному образованию.

Музыкальный гараж для молодежи является первым в провинции Квебек сетевым проектом Центра социальной педиатрии (ЦСП), предлагающим специализированный подход, хотя стоит отметить здесь же, что и все остальные двадцать центров по всей провинции Квебек также осуществляют разного рода арт-терапию. МГМ-ЦСП является в настоящий момент одним из трех «экспертных центров» Фонда в дополнение к созданному в 1997 г. центру (CPSC-AED, также в районе Ошлага-Мэзоннев) и центру (CPSC-Côte-des-Neiges; 2003 г.).


Рис. 1 (Матью Дешез, фотограф)

 

Будучи как профилактическим, так и терапевтическим, проект МГМ рассчитан на работу с детьми и подростками (в возрасте от рождения до 17 лет), их семьями и местными организациями с целью обеспечения лучших условий развития и образования по сравнению с имеющимися в микрорайонах. В приоритетную группу в целях анализа результатов вошли 220 мальчиков и девочек в возрасте от 6 до 11 лет и 100 подростков в возрасте от 12 до 17 лет, проживающих в районе Ошлага-Мэзоннев.

Эти группы участников также включали в себя детей и подростков с нарушениями, связанными с учением и/или поведением, находящиеся на учете в правоохранительных органах, в Молодежном центре (Centre Jeunesse) или медико-социальном клиническом центре AED, а также отвергаемые (или находящиеся на грани исключения) школой.

Более чем в половине семей, находящихся на учете в Центре, оба родителя безработные (58%) и живут только на социальное пособие, в то время как половина семей – неполные с только одним родителем. Было установлено также, что в этом районе почти половина детей в возрасте 5 лет не готовы к обучению в школе (42,3%; EQDEM, 2012). Район Ошлага также известен высоким уровнем преступности, причем у многих взрослых преступников есть дети, которых они  часто вовлекают в наркоманию и наркоторговлю.

Задачи

Краткосрочные задачи МГМ подразумевают помощь детям и подросткам в повышении своей самооценки, развитии позитивного отношения к жизни, поддержании положительных социальных связей, развитии эмоциональной сферы, укреплении способности выражать свои мысли и чувства, улучшении навыков преодоления трудностей, развитии навыков мелкой моторики, концентрации, терпения, общительности и дисциплины в школе.

Что касается школьной среды, музыкальное образование МГМ предлагает детям возможность укрепить связь со школой, уменьшить число временных отстранений от занятий, а также повысить мотивацию.

Среди среднесрочных задач можно отметить следующие: формирование чувства принадлежности к соответствующей социальной группе, образование конструктивной социальной сети, общение с достойными взрослыми и сверстниками, уменьшение количества конфликтов со сверстниками и случаев плохого поведения, повышение успеваемости и снижение количества подростков, бросающих школу.

Долгосрочные цели ЦСП-МГМ направлены на сокращение количества обращений к уполномоченному по правам ребенка, снижение правонарушений и количества детей, вовлеченных в асоциальную активность (включая действия в составе малолетних преступных объединений).

Социальная педиатрия в местном сообществе: преодоление социальных детерминант

В широком смысле Гараж был создан в целях активной профилактики малолетних правонарушений и асоциального поведения в среде молодежи за счет совместной деятельности социально-направленных организаций и партнеров из местного сообщества. Чтобы обратиться к базовым и структурным причинам феномена социального отрыва (Bedard, 19994) или изоляции, негативно сказывающегося на жизни нескольких проживающих в этом районе поколений, проект ЦСП-МГМ начал разрабатывать комплекс интегрированных мер, направленных на снижение уровня токсичного стресса в детской среде.

Данный подход основан на структурном и многоплановом понимании здоровья и психосоциальных проблем, таких как игнорирование родительских обязанностей, поведенческие отклонения, издевательства над детьми и малолетняя преступность. Социальная педиатрия (СП) считает, что корень этих проблем лежит не только в нейро-физио-психологической или генетической дисфункции, но также и в социальной несправедливости, повторяющейся из поколения в поколение и, в конце концов, отнимающей у детей и членов их семей возможность получить качественное образование, найти стабильную работу, достойно жить и любить. 

В этой связи детерминанты среды (физические, умственные и эмоциональные) вместе с плохими базовыми условиями жизни становятся источниками кратковременных и долговременных трудностей, наблюдаемых среди детей. Эти источники приводят к проблемам здоровья и развития, сложностям в школе, социальному исключению и изоляции, низкой самооценке и уверенности в себе, плохому самоконтролю, депрессии, маргинализации и, среди всего прочего, низкой самооценке.

По мнению авторов проекта Гараж и специалистов СП, необходим межсистемный и межотраслевой подход для выявления и искоренения факторов токсичных стрессов, что позволит разорвать круг отчаяния, изоляции и «дыр в социальной ткани». Музыкальные занятия дают детям разного возраста цель в жизни и компетентность, а также обеспечивают поддержку в условиях заботливой и благожелательной среды взрослых (включая родителей, родственников, учителей музыки и других педагогов). Внедряя последние достижения нейронаук в образование, которые акцентируют внимание на необходимости интенсивной и регулярной программы музыкального образования в молодежной среде, авторы проекта МГМ видели свою главную цель в том, чтобы развить общие познавательные способности молодых людей в процессе изучения игры на музыкальном инструменте (или пения), а также предоставить им возможность общения в группе сверстников. Учиться уважать, работать в команде, держать себя в руках и быть дисциплинированным в заботливом окружении, организуемом профессионально подготовленными взрослыми – это еще одна цель МГМ.

Чтобы ребенок мог посещать музыкальные занятия и получать индивидуально адаптированные образовательные услуги, для него составляется согласованный план действий, разрабатываемый на первой встрече с ним и его родителями. Этот процесс называется обследование-ориентация и включает в себя социального педиатра, социального работника, юриста-посредника (при необходимости), ребенка, членов его семьи и всех людей, оказывающих существенное влияние на ребенка как внутри семьи, так и за ее пределами, а также в сотрудничестве со школой, организациями, осуществляющими дневной уход за детьми, общественными организациями, Молодежным центром и т.д. Затем формируется пространство для совместного учения, обмена информацией и эмоциями, осмысления и деятельности, которое МГМ адаптирует к конкретным потребностям каждого ребенка.

Анализ опыта партнерства ЦСП-МГМ в 2012-2016 гг.

Оценочный анализ процесса реализации проекта МГМ официально начался в 2012 г. в партнерстве с Фондом д-ра Жюльена и его специалистами и проводился автором данной статьи. Исследование и первая фаза проекта финансировались Национальным центром профилактики правонарушений (Министерством общественной безопасности, Национальной стратегией профилактики правонарушений и канадским правительством) и Фондом д-ра Жюльена.

Основной задачей оценочного анализа было проверить, насколько проект соответствует целям его логической модели и насколько успешно его влияние распространяется на молодежную среду. Также необходимо было определить, в какой степени предлагаемые мероприятия отвечают краткосрочным и среднесрочным целям. Помимо этого мы хотели задокументировать связь и продолжительность поддержки, получаемой юными участниками в своем развитии в ходе действия программы, а также проанализировать модальность общественных партнерств, установившихся в процессе реализации проекта МГМ, включая школы, местные молодежные и семейные организации.

Внутренняя оценка МГМ началась в апреле 2011 г. на основе выработанных критериев, после чего была проведена внешняя оценка в период между апрелем 2012 г. и мартом 2016 г. В исследовании рассматривались все три компонента проекта МГМ как по отдельности, так и в плане их взаимодействия друг с другом: 1) обследование и последующая деятельность в клинике социальной педиатрии, 2) групповые музыкальные занятия и 3) специализированные школьные занятия.

Окончательный отчет представлен в форме полученных количественных и качественных5 результатов процесса оценивания, а также в форме обобщенных трудностей и уроков, извлечённых из реализации проекта МГМ. Также выявлены факторы, сопутствующие успеху, мнения всех участников и задействованных в проекте профессиональных групп, и сформулированы рекомендации в отношении будущих программ6. 

Методология

В течение пяти лет исследователи встретились с 260 участниками (и собрали их отзывы), из которых 57 участвовали в опросах в неформальной форме и фокус-группах с основным исследователем и ассистентами (24 человека – дети и подростки, 4 родителей, 21 специалист МГМ, 8 местных общественных организаций-партнеров). Были проведены 203 опроса в двух фазах реализации проекта и с двумя группами участников (133 родителя и 70 юных участников в возрасте от 5 до 18 лет).

Использовались следующие методы, чтобы максимально увеличить участие и узнать мнение всех групп: 1) опросы участников, 2) опросы в неформальной форме, 3) фокус-группы, 4) наблюдение за деятельностью в МГМ, 5) участие в собраниях консультативного комитета, 6) доступ к базе данных МГМ.

Было проведено пробное исследование с использованием комбинированных методов, в ходе которого были поставлены следующие задачи, основанные на официально признанных в Канаде методах оценивания: 1) описать юных участников и членов их семей; 2) задокументировать интенсивность предлагаемых мероприятий и интерес к мероприятиям МГМ; 3) описать и зафиксировать реализацию мер и их адаптацию; 4) охарактеризовать все необходимые ресурсы и оценить, насколько они отвечают первоначальным целям реализации проекта; 5) проанализировать, насколько слаженно сработало партнерство консорциума данного проекта, и насколько им удалось реализовать все мероприятия; 6) проанализировать полученные уроки, учитывая возникшие в реализации проекта сложности, чтобы улучшить эту программу для использования в будущем.

Анализ отзывов участников: родители, дети и подростки (2013-2016 гг.)

133- отзыва участников в процессе опроса – родители (2013-2014 гг.):

70 отзывов участников в процессе опроса – юные участники в возрасте от 5 до 18 лет (2015-2016 гг.):

Результаты

 

41% родителей-одиночек

(46% – полная семья)

Участники в возрасте от 5 до 18 лет; 66 % – 12-13- летние (средняя школа Хомедей); 50/50 мальчиков и девочек.

Дети в возрасте 2,5-15 лет; 56,6 % девочки; 48 % -  учащиеся начальной школы 

Родившиеся в провинции Квебек франкофоны, живущие, в основном, в районе Ошлага

81% родились в провинции Квебек, для 88% участников французский язык является родным. Все живут в районе Ошлага.

Свыше 55% записали больше 1 ребенка в проект МГМ.

В проект МГМ, в основном, направляли школа и родители.

Доход семьи у большинства ниже черты бедности, а в 23% случаев -  менее 10 тысяч долларов в год.

77,1% посещали групповые занятия музыкой только в рамках проекта МГМ; 5,7% сообщили, что воспользовались образовательными услугами Центра доступа к школьному образованию (CAS).

Мотивы для записи ребенка в проект МГМ: обучиться музыке и получить возможность общаться

45,7% записались в проект всего в течение года его реализации; 40% посещали занятия 2 раза в неделю.

47% детей получали услуги социальной педиатрии, и все же 70% не смогли определить трудности (индивидуальные или в семье); 35% не сталкивались с проблемами в школе. Если такие проблемы были, то они, в основном, касались проблем с учебой

80% ощутили хотя бы одну положительную перемену в своей жизни после того, как начали участвовать в проекте МГМ. К наиболее заметным переменам относятся следующие: концентрация, настойчивость, общительность, школьная мотивация и способность контролировать свой гнев.

 

11% в прошлом были временно отстранены от занятий или исключены из школы.

 

93% не сообщили о проблемах, связанных с правонарушениями, в то время как 7% сообщили, что совершали акты вандализма или склоняли к этому других.

 

83% не сообщили о том, что когда-либо употребляли алкоголь, в то время как 17% делали это (уже в возрасте 13 лет)

 

91% не сообщили о том, что когда-либо употребляли наркотики, в то время как 9% как минимум один раз пробовали наркотики.

 

Основные мотивы участия в проекте МГМ: научиться играть на музыкальном инструменте, продолжать упражняться, завести новых друзей и поддерживать позитивные взаимоотношения со взрослыми в проекте МГМ.

Выводы, полученные из собеседований в произвольной форме и в ходе тематических опросов участников в возрасте от 6 до 18 лет

Доступное пространство для социализации и совместного учения

Гараж был интересным и увлекательным местом для учебы и практики игры на музыкальном инструменте для детей и подростков, с которыми нам удалось встретиться. В ходе ежедневных бесплатных занятий с профессиональными музыкантами у юных участников зародилась и окрепла любовь к музыке.

Участие в этом проекте в силу удобного расположения и близости к школе и дому стало привычным на многие годы и в течение всего года, так как многие также ездили в летние музыкальные лагеря. Даже если Гараж воспринимался как «веселое и классное место», где можно провести время и завести новых друзей. Детям и подросткам было очень интересно учиться музыке и играть на музыкальных инструментах.

Найти свое место и преодолеть трудности в учебе

Трудности в овладении музыкальным инструментом ассоциировались с трудностями в учении в условиях групповых занятий, когда необходимо было достичь гармонии у детей разного уровня мастерства, мотивации и ответственности.

Юные участники проекта учились работать вместе, чтобы достичь общую цель, а именно, научиться хорошо играть и, в конце концов, устроить грандиозное шоу на ежегодном концерте.

Настойчивость, усердный труд и дисциплина дали свои плоды —юные участники поделились с нами тем, что гордятся своими успехами, чувствуют себя способными чего-то достичь и ощущают уверенность в себе и своих способностях в целом. Во многих случаях повысилась самооценка.

Поддержка, забота и поощрение со стороны взрослых, нацеленных на положительные качества детей и не осуждающих за случайные недочеты или социальные трудности, также очень важна для юных участников, так как создает импульсы к формированию терпения и настойчивости.

Выводы, полученные из собеседований в произвольной форме и тематических опросов учителей музыки проекта МГМ

 

Подход к образованию: подталкивать или следовать за?

Опрошенные учителя очень быстро поняли и научились признавать важность адаптации своего стиля обучения и своих ожиданий к каждому отдельному ребенку, не забывая о стремлении к совершенству и терпении.

Баланс названных выше позиций становился более легким для достижения по мере реализации проекта. Подход «отсутствия сдерживания» использовался с самого начала, дабы не оттолкнуть социально отчужденную молодежь, испытывающую неприязнь к любым навязываемым ей правилам жизни и/или испытывающую на себе мизерный контроль со стороны родителей.

Однако, в последние годы возникла необходимость подкрепить твердую убежденность в потенциальных возможностях детей еще и гармоничным образовательным подходом, а также сделать все возможное, чтобы донести до участников проекта важность наличия структуры как в музыке, так и в жизни, что в результате позволит достичь первоначально намеченных целей.

Молодежь, похоже, оценила эту комбинацию «гибкости в подходе и внутренней организации в средствах» и действительно заметила разницу по сравнению с классическими музыкальными структурами, которые скорее всего не приняли бы их.

Польза, которую получают родители от МГМ для своих детей (по результатам собеседований и опросов)

 

 

Родители получили поддержку: фактически, проект МГМ был разработан для того, чтобы в том числе повысить их мотивацию к более широкому участию в жизни детей, выявлять и поддерживать таланты и усилия детей.

Родители оценили этот проект. Они часто отмечали важность предоставления их детям дополнительного (помимо школьного) пространства, чтобы способствовать развитию процесса социализации в целом и помощи каждому ребенку в решении проблем с учебой и тем самым формировании большей уверенности в себе. Им также понравились встречи с другими родителями во время занятий музыкой и в ходе концертов.

Выводы, полученные из собеседований в неформальной форме с партнерами проекта МГМ в местном сообществе

 

Своеобразные ноу-хау: работа с семьями и детьми в своем районе

Профессионалы в местном сообществе, работающие вместе с проектом МГМ, с годами стали лучше понимать ментальность и взгляды на жизнь молодых людей и их родителей. Они научились разрабатывать методики обнаружения и реагирования на пробелы в социальных взаимоотношениях, конфликтные ситуации и изоляцию, которая ведет к недоверию со стороны взрослых.

Установление крепких взаимоотношений доверия, принятия детей такими, какие они есть, – это ключ к улучшениям и в других аспектах, а также и возможность помочь этим молодым людям поверить в себя и добиться успеха.

В подобной работе очень важно не отталкивать человека из-за его внешнего вида или негативного отношения, а набраться терпения и научиться распознавать возможные траектории развития их подопечных. 

Инклюзия: общая ценность

 

 

 

Коллективное и гибкое управление

 

Включение особенно уязвимой молодежи, потерявшей веру в себя, в стимулирующие виды деятельности, которые будут интересны молодым людям и отвечают их культурным запросам, позволяет им приобрести опыт достижения успеха.

Познание процесса влияния на молодежь, не навязывая ей свою волю, а напротив уважая и внушая уважение, воспитывая важность внутренней организации более неформальными средствами – все это сформированные годами методики, которые позволяют найти общий язык с подрастающим поколением и заинтересовать его в позитивных переменах. Все эти методики замечательно  сработали в сотрудничестве с МГМ.

По мере того, как проект МГМ выстраивается с учетом наблюдаемых потребностей и контекста, партнерам в местном сообществе необходимо продолжать реализовывать свою деятельность в рамках более гибкого подхода в соответствии с переменами, происходящими с целью улучшения услуг, отвечать скрытым потребностям или отдавать приоритет определенным группам в оказании таких услуг. С годами организациям-партнерам удалось следовать этому ритму и пересмотреть свое участие в этом проекте. Но при этом все партнеры остались в проекте МГМ.

Выводы

Менее чем за пять лет партнерству ЦСП-МГМ удалось достичь поставленных целей и продемонстрировать реальные успехи и инновации в профилактике правонарушений детей и подростков и в решении иных проблем современной молодежи. Основываясь на прочной концептуальной базе, ясно формулируя и реализуя методы работы, направленные на развитие и использующие новейшие нейропсихологические открытия в области групповых занятий музыкой, проект МГМ развивался, следуя протоколу социальной педиатрии, при этом внося по ходу необходимые поправки, позволяющие лучше адаптироваться к потребностям участников.

Серьезная адаптация потребовала преобразований в структуре школьных индивидуальных консультаций, которые привели в 2015 г. к созданию Центра доступа к школьному образованию. Учитывая очень высокое количество детей, страдающих нарушениями в обучаемости средней и тяжелой степени, часто на фоне сложных проблем в семье, потребовалось также создать специализированную образовательную программу и найти соответствующие ресурсы, поскольку обычных внешкольных занятий (все еще проводимых в центре Je Passe Partout, расположенном в районе Ошлага) было далеко недостаточно. Была также переработана формула клинической поддержки в помещениях проекта МГМ. Для этого были привлечены три педагога и педагога-психолога, чтобы помочь молодым людям с эмоциональными или поведенческими проблемами как на уроках, так и во внеурочное время.

Оказавшись жертвой своего успеха, проекту МГМ пришлось удвоить количество приглашенных преподавателей музыки (по сравнению с первоначальными планами), поскольку каждую неделю в программе принимают участие свыше 700 молодых людей. Чтобы продолжать свою деятельность и стать географически ближе к средним школам, проекту также пришлось переехать в более вместительное здание, предоставленное мэрией города Монреаль.

Проект МГМ является единственным в своем роде среди других моделей, реализующих групповые музыкальные занятия для молодежи. Это уникальная модель, структурированная вокруг социальной педиатрии и использующая ее инструменты. Проект использует в своей основе развивающие концепции и ежедневные (при необходимости) меры вмешательства. Он также является единственным проектом, который реализуется в рамках клинической помощи и предусматривает последующий прогресс для всех зарегистрированных молодых участников. Отметим, что проект открыт и для тех молодых людей, кто не стоит на учете в Центре социальной педиатрии, но действительно испытывает необходимость в участии в нем и обеспечении соответствующих услуг. Деятельность клиники, интегрированная и межотраслевая по своей природе, также помогла многим получить доступ к жизненно важным услугам как в области здравоохранения, так и развития, способствовала решению семейных проблем и обеспечению профессиональной образовательной поддержки, практически почти полностью отсутствующих в государственных школах Монреаля на данный момент. Сказанное полностью соотносится с принципами защиты прав детей, являющимися основой социальной педиатрии и постулирующими, что каждый ребенок независимо от социальных условий должен получать пользу от глобальной поддержки в развитии.


Рис. 2 (Матью Дешез, фотограф)


 

1 Эта статья была впервые опубликована в издании “On the Radar” под эгидой Центра исследований ребенка и семьи (Center for Research on Children and Families, CRCF) в октябре 2017 г. и перепечатывается здесь с разрешения правообладателя.

2 Анн-Мари Пише (Anne-Marie Piché), PhD, профессор факультета социальной работы, Университет Квебека в Монреале, Канада.

3 Bellehumeur, P., & Desjardins, L. (2014). Enquête québécoise sur le développement des enfants à la maternelle (EQDEM) 2012.

4 Bédard, J. (1999). Familles en détresse sociale. Familles en détresse sociale : repères d'action. Sillery, Québec: A. Sigier.

5 Piché, Anne-Marie. (June, 2016). Rapport final de l'évaluation des processus de mise en œuvre du Garage à musique (Fondation du Dr Julien). (Final Report on Evaluation for Garage à Musique (Foundation Dr. Julien). Recherche financée par le Centre national de prévention du crime (CNPC-Sécurité publique, Gouvernement du Canada & Foundation du Dr Julien. (This research project has been funded by the National Crime Prevention Center, Public Security, Government of Canada, and Foundation Dr. Julien). Partenariat Fondation du Dr Julien et Service des partenariats et du soutien à l'innovation (SepSi) UQÀM. 268 p. (Foundation Dr. Julien and Partnership Department and Innovation Support experts).

6 Piché, Anne-Marie. (Juin 2016). Résumé exécutif de l'évaluation des processus de mise en œuvre du Garage à musique (Fondation du Dr Julien). Evaluation Overview and an Executive Summary of the project Garage à Musique. 

 

 

 

 

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum